Так было и в нашей семье с моим младшим сыном Антоном. А началось всё с того, что тётя подарила нам первую книжку, которая называлась «Любимые стихи и потешки для маленьких». И действительно она стала для сына самой любимой, так как там были яркие иллюстрации. «Потешки» мы рассматривали в день ни по одному разу, читали на ночь, заучивали небольшие стишки. Хочу отметить, что чтение на ночь - наша семейная традиция.
Потом были «Любимые стихи и истории для малышей», где нам очень нравились две сказки В. Степанова «Бабочка-капустница» и «Скворушка». Читая их, мы обсуждали поступки героев, думали и рассуждали, как нужно было поступить тому или иному персонажу, конечно, на примере сказочных героев многому учились.
Также хороший пример Антошке подавала старшая дочь Кристина, которая часто ходила в детскую библиотеку и брала литературу не только для себя, но и для брата. Затем в библиотеку записали и Антона. Книги он теперь выбирал сам, в основном это были произведения о животных, так как он очень любит кошек и собак.
Когда же Антон подрос, пришло время познакомиться с алфавитом. Нужно сказать, что изучали буквы мы по букварю Н. В. Жуковой. Обучение проходило очень легко, без принуждения, потому что у сына появилась цель – научиться читать самому.
Помню, сколько радости было в глазах ребёнка, когда он сам прочитал первое слово! А сколько счастья было у меня!
Постепенно научились читать предложения, маленькие тексты. Большое внимание я, как педагог, уделяла осознанности прочитанного. Поэтому после чтения задавала вопросы, просила пересказать. Все эти умения сейчас помогают Антону в школе: он легко запоминает стихи, без труда пересказывает тексты, прочитанные на уроке.
В народе говорят: «Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь», поэтому Антон, уверенный в этом, постоянно ходит в школьную библиотеку, чтобы в очередной раз взять интересную литературную историю.
А в январе в нашем образовательном учреждении проходила акция «Подари книгу школьной библиотеке», в которой приняла участие и наша семья. Антон сам выбрал и подарил две книги.
Примечательно, что дома у нас также есть неплохая библиотека, которую мы часто перебираем, отлаживая некоторые книжки для прочтения на выходных, постоянно пополняем новыми увлекательными произведениями детских писателей.
Ольга ДОБРЫДИНА,
учитель начальных классов Целинной школы
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна Шапошникова, учитель русского языка и литературы Целинной школы:
- В последнее время проблема чтения литературы находится на особом контроле у Министерства образования, поэтому в государственные экзамены снова введено обязательное написание итогового сочинения. Теперь предпочитаемого учениками краткого содержания произведения недостаточно, при котором они сшибают одни вершки, знают только сюжет да некоторые факты. Школьники, читая таким образом, не вникают в глубинное понимание проблемы, заложенной писателем в произведении, не получают жизненного опыта на примере литературных героев, не понимают, кто из них плохой, а кто хороший, не имеют представления, зачем и для чего автор написал тот или иной рассказ. А ведь при чтении нужно научиться сопереживать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними.
Нужно сказать, что дети, научившиеся читать вдумчиво, со вкусом, отличаются уровнем развития интеллекта, способны грамотно мыслить, схватывать главное в тексте и выявлять противоречия. У них нет страха перед сочинениями на ОГЭ и ЕГЭ. Намного легче поддаются обучению учащиеся, читающие много и часто, чем те, которые слишком редко берут в руки книгу или не читают вообще.
Комментарии