О службе флотской и в шутку и всерьёз.

28 июля день военно-морского флота России.

Каждый год в последнее воскресенье июля в стране отмечается День Военно-морского флота России. Этот праздник появился в предвоенном 1939 году. На День Военно-морского флота (ВМФ) по всей стране традиционно проводятся торжественные построения личного состава, парады военных кораблей и другие праздничные мероприятия

Накануне праздника пообщалась с двумя отслужившими в ВМФ жителями Целинного. Разный возраст, звания, места службы, но их объединяет одно — тёплые воспоминания о море.

Многие из мальчишек в детстве мечтали стать моряками. Много путешествовать, знакомиться с разными людьми и узнавать новое. Рразве это не привлекает? Но так ли все радужно в профессии мореплавателя? Что вообще такое – быть моряком?

Ответы на эти вопросы точно знают два бывалых моряка Сергей Николаевич РУЗАНКИН и Алексей Михайлович ГРОХОТОВ, с которыми мы встретились и вспомнили их годы армейской службы в ВМФ.

 «Любите, девушки, простых романтиков — отважных лётчиков и моряков! Бросайте, девушки, домашних мальчиков. Не стоит им дарить свою любовь!», - пела российская группа «Браво». А мы с вами сейчас и узнаем достоверность этих строк…

Сергей - наш земляк. Окончил Целинную школу, затем - ПТУ-36. Рассказывает, что все друзья раньше ушли в армию, а он ждал своего призыва. И вот 16 ноября 1996 года молодой моряк прибыл в город Калининград, где набирали группу из ста человек на корабль для дальнего похода. До 17 февраля проходил обучение на специалиста по навигации.

- Я был «глаза и уши корабля», - говорит Сергей. - Службу нёс в звании командира отделения радиометристов - штурманский на ходовой рубке корабля. Первое время было нелегко, много новых людей, новые знания, обстановка. Через два месяца стало всё привычным. Одним словом, армейская романтика – вода, вода, кругом вода…

Службу Сергей проходил на эскадренном миноносце «Настойчивый». Легендарный корабль, который вошёл в историю РФ, о нём был снят фильм, много написано статей, и наш собеседник даже попал в несколько кадров. По итогам 1996 года эсминец «Настойчивый» был признан лучшим на Балтийском флоте России по артподготовке и лучшим кораблём ВМФ России. За всё это время корабль посещали президенты РФ Б. Н. Ельцин, В. В. Путин, Д. М. Медведев и другие важные гости.

- Мне посчастливилось ходить на корабле в дальний поход в ОАЭ порт Абу-Даби, а также в ЮАР порт Кейптаун и Саймонстаун, вокруг мыса Доброй Надежды. Приходили в порт, причаливались, стояли 2-3 дня. Была возможность ознакомиться с местностью. Интересно было всё. Много фотографировались, знакомились с моряками других стран, делились впечатлениями. Помню, был смотр кораблей  в честь 75-летия ВМС ЮАР, каждая страна представляла свою технику, тогда Китай закупили три российских эсминца. В этот день российский корабль впервые за 100 лет прибыл с дружеским визитом на парад в те края, - вспоминает Сергей. - Наш поход можно сравнить с кругосветкой, если смотреть  по карте все места, где мы были. Нам посчастливилось увидеть красивые рассветы и закаты в разных точках нашей Земли. За два года службы я практически посмотрел мир. Был приписан на СКР «Дружный» ходил на кильскую неделю в Германию, город Киль.

- Сама служба на корабле как проходила? Какой был режим, обязанности?

- Служили дружно, выбора не было, с корабля не сбежишь, кругом - море. Скучать было некогда. Когда ходили в поход в Африку режим был такой: два часа стоишь на вахте, два часа бдишь и два отдыхаешь. Режим сам по себе тяжёлый, да ещё плюс жара. А в целом, строевые, учения, походы и командировки сменяли друг друга в обычном режиме службы. Все важные события и приёмы осуществлялись с участием нашего корабля. Приходилось 24/7 его драить, ремонтировать, красить, при этом форма должна была наглажена, пуговица - к пуговице. В любую погоду палуба надраена, все медные блестяшки сияют, чистота и порядок. Большая ответственность за корабль - лицо нашей Родины, можно сказать. В свободное время домой писали письма, они были редкие, но очень нужные. В мои прямые обязанности входило вовремя сообщить о приближающемся объекте, определял специальным прибором пеленгацию. Пост нёс совместно с командиром корабля и старшими по званию.

- Как проходили праздники на корабле? Как встречали Новый год?

- В 1996 году с провизией было туго, так скажем, поэтому обходились обычным скромным ужином на камбузе, поздравляли друг друга и - отдыхать, служить дальше. Самый запоминающийся праздник – это когда мы проходили экватор. Нас посвящали в настоящие моряки и вручали свидетельства о пересечении экватора. Экватор пересекли два раза, когда обогнули Африку, мыс Доброй Надежды.

- На сегодняшний день, поддерживаете общение с теми, кто служил?

- C некоторыми сослуживцами поддерживаем связь. А в целом сейчас создана группа по району, администратор которой Николай Николаевич Крылов, в группе сейчас более 60 человек - моряков. Ежегодно на день ВМФ мы стараемся по возможности собираться и выезжать на природу, к воде. С флагом - вокруг Целинного восемь кругов и - на встречу.  В этом году мы организовались и решили поставить памятный знак, всё делаем своими силами: собрали необходимую сумму, залили основу, столбики поставили, якорь, штурвал и памятный знак - в процессе установки. После открытия у нас будет своё место для встреч и памяти. Пользуясь случаем, приглашаем всех желающих 28 июля на торжественное открытие памятного знака.

- Что вам дала служба в армии?

- Если сравнивать какими мы парнями пришли и вышли взрослыми мужчинами, то, в первую очередь, - это этап взросления и мужества. Затем - друзья, дисциплина, самостоятельность, новые открытия.

Алексей Михайлович служил во Владивостоке на Тихоокеанском флоте ВМФ. Служба длилась три года, и весной 1978 года он вернулся домой с записью в военном билете – радиометрист. С улыбкой на лице вспоминает он службу на флоте. Рассказывает, что служилось нелегко, но весело. Листая дембельский альбом, называет по именам каждого, кто есть на фотографии.

-  В советское время служить в армии было почетно, но вдвойне почетнее – на флоте. Призывали молодых ребят с 18 лет, как и сейчас. Определили меня в надводные силы Военно-морского флота. Альбомы вот на память делали сами. Украшали, как могли, много фотографий сохранил, на листах из кальки, рисовал всё, что видел вокруг. Когда собирался домой, ребята написали пожелания и свои адреса, расставались все как родные.

Дембельский альбом

Армейский (дембельский) альбом — это особый документ, который заполняется военнослужащими перед их увольнением с военной службы. Это своего рода сборник воспоминаний, который содержит информацию о периоде службы, фотографии, записи, пожелания и подписи товарищей.

- Во время службы было много событий. И шторм переживали, и морскую болезнь побороли, и картошку ваннами чистили. Посвящение в моряки - дело святое – нужно было выпить плафон морской воды. Первые месяцы службы на корабле - это изучение устройства корабля, своих обязанностей и учёба. И эта учёба не освобождала от общекорабельных мероприятий: погрузки продовольствия, большой и малой приборки, разных построений и прочих авралов. Потом ходили в Японское море, проплывали возле Марианских островов, были  на острове Цусима.  Рутинные дела сменялись просмотрами кинофильмов, океанские пейзажи, конечно, завораживали. Придумывали себе развлечения, играли в КВН, подшучивали друг над другом. Летом жара стояла, ходили в шортах и сланцах, форму надевали редко, иначе не вынести было такой погоды, - говорит Алексей Михайлович. -  Сам Владивосток очень красив. Его называют городом на сопках. Бывает, залезешь вечером на возвышенность, а оттуда — вид на Японское море, бухту Золотой рог, корабли. А вокруг мерцают огоньки домов. Романтика, не иначе… В свободное время мы читали, играли в домино и в шахматы. Занимались оформлением альбомов. За службу  получали небольшие деньги. «Проедали» их в кафе. Писали письма родственникам, ведь сотовых телефонов тогда не было.

Невольно можно подумать, что служба на флоте легка и безбрежна, но поверьте, это всё далеко не так. Просто свойство человеческой памяти таково, что запоминаются вещи из ряда вон выходящие, а рутина службы и серые будни оседают в памяти смазано.

Службу на флоте бывший моряк считает лучшим временем его жизни, отзывается о ней с теплотой и любовью.

- Я бы с удовольствием отслужил ещё раз! На флоте с момента его основания всегда железная дисциплина и порядок. Моряки бережно сохраняют и соблюдают все свои традиции. На флоте нет никакой дедовщины. Всегда правильные, строго уставные взаимоотношения между чинами и нормальные, человеческие - в воинских коллективах. Мы уважали старослужащих, а когда уже сами становились старослужащими, к нам относились так же. У нас часть была многонациональной, вместе со мной служили татары, украинцы, удмурты, ребята из прибалтийских республик. Все дружно жили. Эти три года стали для меня неотъемлемой частью жизни. Каждый раз празднуя с семьей День ВМФ, с теплотой вспоминаю «жизнь морскую».

 

Основные тактико-технические характеристики.

Эскадренный миноносец «Настойчивый» предназначен для защиты побережья, морских коммуникаций, сопровождения транспортов, несения дозорной службы.

На корабле имеется возможность должного обеспечения обитаемости экипажа корабля при нахождении в море. Офицеры располагаются в одно -  и двух местных каютах, матросы в малонаселённых кубриках. Все жилые помещения радиофицированы и имеют систему кондиционирования. Имеется корабельная система телевидения, библиотека, киноустановка, спортзал с соответствующим инвентарём. Для купания в летнее время имеется сборный бассейн. Медицинский блок оснащён, чтобы оказать квалифицированную помощь, вплоть до хирургической. Имеются душевые, прачечная, парикмахерская и мастерская по ремонту и пошиву одежды.

 

15 лет назад (с 17 февраля по 30 апреля 1997 года) состоялся поход эсминца «Настойчивый» и танкера «Лена» в Объединенные Арабские Эмираты и Южную Африканскую Республику. Корабль Балтийского флота впервые в его современной истории прошёл вокруг Африки, преодолев путь в 20 000 миль.

СПРАВКА «СБ». Маршрут перехода 17 февраля 1997 г.: Балтийск – Проливная зона – Северное море – пролив Па-де-Кале – пролив Ла-Манш – Бискайский залив – Атлантический океан – пролив Гибралтар – Средиземное море – Суэцкий канал – Красное море – Баб-эль-Мандебский пролив – Аденский залив – Аравийское море – Оманский залив – Ормузский пролив – Персидский залив – порт Абу-Даби (ОАЭ) – Индийский океан – Мадагаскарский пролив – порт Саймонстаун(ЮАР)- порт Кейптаун(ЮАР) – Атлантический океан – Бискайский залив – пролив Ла-Манш – пролив Па-де-Кале – Северное море – Проливная зона – Балтийское море – Балтийск (30. 04. 1997 г.).

 

Комментарии

Все новости рубрики Общество