Исторический процесс неумолимо движется вперед. Современный XXI век уже реализовал многие фантастические задумки. Мы уже живём в мире сверхскоростей, огромного потока информации. Многое за нас решает искусственный интеллект. Космические полёты на другие планеты не за горами. Идём вперед, творим, изобретаем…
Но есть в нашей жизни нечто неизменное. То, что возникло на заре человечества и сопровождает нас по сей день, доказывая свою значимость, особое место в нашей жизни. К таким вечным занятиям человечества можно отнести рыбалку.
Эта увлекательная деятельность является хобби многих жителей разных уголков планеты. Я тоже отношусь к их числу. Почему я затрагиваю эту тему? В прошлом году на краеведческой конференции «Отечество» мною была представлена исследовательская работа «Загадки Садовского Лога». Исследование было посвящено найденной кости древнего бизона около деревни Зелёная Сопка в Садовском Логу. Там же было найдено грузило, о котором в работе немного упоминалось. Я решила продолжить изучение находок и в своей исследовательской работе хочу остановиться на технологии изготовления, использования грузил в рыбалке древних людей, а может быть и не только...
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследований развития нашего края в первобытную эпоху недостаточно. Мною обнаружены следующие данные. В 1984 г. учёным, археологом Виноградовым Николаем Борисовичем был найден в 2-х километрах западнее д. Зелёная Сопка на возвышенности правого берега реки Кочердык на высоте 5 метров от уровня воды могильник.
Он состоял из двух земляных задернованных насыпей диаметром 10-12 м, высотой 0,3-0,5 м. Вокруг насыпи - кольцевые канавки шириной до 1,5 м, глубиной - 0,2-0,3 м. Памятник не датирован.
Также в 7 км ЮЮЗ села Костыгин Лог в 2,5 км западнее правого берега реки Кочердык на возвышенности среди поля им же обнаружена насыпь диаметром 18 м, высотой - 0,5 м. На поверхности были кальценированные кости. Также не датирован. Эти находки говорят о том, что по реке Кочердык около деревни Зелёная Сопка были древние поселения.
Найденное в Садовском Логу грузило также не является единичным артефактом. Древние грузила часто попадаются археологам в нашем Зауралье. В селе Усть-Уйском Целинного округа также были найдены древние грузила. Сейчас они находятся в школьном краеведческом музее Усть-Уйской школы, которым руководит учитель истории и обществознания Саютин Михаил Викторович.
Ещё в 1914 г. Владимиром Яковлевичем Толмачёвым, учёным, археологом, исследовавшим археологические памятники на Урале, в 1,066 км севернее села Усть-Уйского на левом берегу залива реки Тобол были открыты три кургана. Исследования на данной территории велись в 1968 г. Геральдом Николаевичем Матюшиным и в 1977 г. - Владиславом Александровичем Могильниковым. Найдены могильники, керамика эпохи бронзы алакульской культуры. Позднее эти объекты повторно обследовались в 1984 г. Н. Б. Виноградовым.
В современных условиях археологические раскопки в нашей местности не ведутся.
Работа по сбору материала по теме исследования мною проводилась в школьном краеведческом музее и в сети Интернет. Я изучала данные находок древних грузил на территории России, Урала, Зауралья. Мною проделана работа по изучению способов изготовления грузил, сетей, поплавков, а также я попыталась их самостоятельно изготовить. Я осуществила подбор документального и фотографического материала. Также была проведена практическая часть исследования – историческая реконструкция части сети и грузила.
В школьном краеведческом музее «Память» нашей школы хранится интересный экспонат - округлый шар, диаметром 4 см, имеющий отверстие диаметром 1 см. Вес шара – около 60 граммов. Данный шар и осколки, предположительно посуды, были найдены в Садовском Логу, где и кость, предположительно древнего бизона.
Шар изготовлен из обожженной глины. Цвет темно-коричневый. Чётко видны очертания отверстия (ровный контур), но диаметр не сохранён на всём протяжении. Расположение отверстия позволяет предположить, что данный предмет куда-то подвешивали. Я предполагаю, что это грузило.
Грузило - одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле. Изготавливалось из керамики (терракоты) или камня. Поверхность предмета неровная, скорее всего, он подвергался ручной обработке. На поверхности есть мини-отверстия. Возможно, они образовались из-за выкрашивания. Скорее всего, этот предмет был создан путём смешивания глины с водой и формирования их в нужную форму с последующем обжигом после сушки.
Такие глиняные грузила набивали камнями или металлическими обломками, чтобы увеличить вес. Они использовались для удержания сетей на дне водоёмов и были легко воспроизводимыми из-за доступности материалов.
Грузила с искусственным сквозным отверстием были найдены на неолитических стоянках на Байкале, в Приобье. Они часто встречаются в поселениях неолита и эпохи металла в лесостепной, лесной и приполярной зонах Зауралья, также на неолитических стоянках Западной Сибири. Данная находка может стать подтверждением того, что в Садовском Логу в глубокой древности бывал первобытный человек. Возможно, где-то здесь находилась стоянка первобытных охотников и рыболовов.
Как известно, до того, как люди начали заниматься земледелием, у них было два основных занятия – охота и рыболовство. В каменном и бронзовом веке рыбу уже ловили сетью. Первые рыболовные сети начали изготавливать в VI тысячелетии до нашей эры.
Помимо них, первобытные люди использовали бредни и неводы, которые плели из лыка, крапивы, конопли, листьев осоки, льняных нитей, а также скрученных лубяных волокон. Одни сети предназначались для крупной рыбы, другие - для мелкой. Наиболее популярной для ловли в те времена была плотва и улейка. Отпечатки ячеек сетки встречаются на черепках, найденных при раскопках глиняных сосудов. Можно разглядеть даже особенности плетения, узелки и волокна. Когда сети становились негодными для применения по прямому назначению, ими оборачивали болванки из травы и мха, на которых лепили горшки.
Отпечатки сетей на керамике найдены на Волосовской стоянке в Нижнем Новгороде. Размер ячеек составлял 10 на 10 и 20 на 20 миллиметров. А на соседней с Волосовской, расположенной чуть выше по течению Оки, Панфиловской стоянке под Муромом, сетевые отпечатки на керамике более разнообразны: 10 на 10, 20 на 20 и 40 на 40 миллиметров.
Сети окских стоянок, вероятно, были сплетены из тонких нитей льна и конопли, так как отпечатки их довольно тонкие. Удивительно, но учёные даже поняли, что при плетении этих сетей древние промысловики использовали рыбацкий (шкотовый) узел.
В наши дни археологи часто находят в водных отложениях древних торфянниковых поселений длинные тонкие колья, заточенные на концах. К ним древние рыбаки привязывали сети и ловушки для рыбы. Так, в Литве на месте стоянки Швянтойя эпохи неолита в слоях торфа были найдены остатки вёсел, берестяные поплавки и обрывки сетей, сплетённых из липового лыка.
О ловле рыбы в каменном и бронзовом веках сетями свидетельствуют находки рыболовных грузил. В III-IV тысячелетии до нашей эры для этого использовали обычную гальку, которую обвязывали или заворачивали в лыко или бересту. Позднее грузила стали вытачивать из камня. К ним привязывали костяные острия - получалось подобие современного рыболовного крючка. Практиковалась и ловля на живца: на кремниевые и костяные жерлицы насаживали мелкую рыбёшку и ждали, пока крупная рыбина проглотит насадку.
Ранний неолит ассоциируется у исследователей с керамикой. Изобретение в неолите посуды из обожжённой глины (керамики) было одним из крупнейших событий в созидательной деятельности человека в эпоху каменного века. Керамическая посуда решала важнейшие хозяйственные потребности первобытного человека. Скорее всего, именно в это время человек начал изготавливать грузила из обожжённой глины.
На озере Большое Миассово Челябинской области были обнаружены более 40 памятников. На стоянке Кораблик (северо-западный берег) был раскопан жилищный комплекс, который имел три очага. Около одного из них был обнаружен клад из семи грузил из плиток и желваков с выемками.
Энеолитический комплекс поселения Ташково II по насыщенности не уступает артефактами неолитического периода: всего 49 сосудов, а также керамические грузила и др. Из грузил 19 экземпляров – целые, три фрагментированы. Все они довольно однотипны. Два обломка орнаментированы: первый – оттисками длинного гребенчатого штампа, второй – косыми наколами. Ещё один обломок – сигаровидного типа весом около 27 граммов.
Грузила такого типа имеют расширения с одного или обоих концов. Вероятно, при изготовлении их слегка сдавливали с торцов. По окружности (ребру) расширений и поверхности более узкой «шейки» фиксируются забитости, повреждения. Можно предположить, что именно в этом месте грузила крепились к сети, с одного или двух концов в зависимости от конфигурации.
В 2017 г. в ходе раскопок на курганском могильнике Гилёво-2, расположенном на правом берегу реки Тобол в Тюменской области, деревня Пономарева, в насыпи кургана был обнаружен фрагмент грузила с налепом на торце в виде головы змеи сигаровидные грузила, относящиеся к периоду энеолита. Это остатки кратковременного рыболовного поселения.
На территории Зауралья с III по начало II тыс. до н.э. в комплексах ряда культур присутствуют глиняные изделия, которые интерпретируются как грузила для рыболовных сетей. По мнению исследователей, они свидетельствуют о развитом сетевом рыболовстве и освоении водных ресурсов не только речных долин, но и озер в междуречьях.
Сопоставление принципов ловли сетями и неводами, с одной стороны, позволяет предполагать, что грузила использовались для ловли рыбы, скорее всего, неводами, что не противоречит освоению водных ресурсов междуречий, с другой стороны – может говорить о применении глиняных грузил как утяжелителей для полотен-сетей, которые употребляли при загонной охоте на линяющую птицу.
Притобольским культурам соответствуют определенные типы глиняных грузил. Так, биконические встречаются в шапкульских и байрыкских, сигаровидные – в основном в андреевских комплексах, а грузила с раздвоенными концами – в ташковских и коптяковских. На смену им приходят прямоугольные изделия с одним или двумя перехватами, появившиеся в коптяковских комплексах и получившие дальнейшее развитие в позднебронзовый период.
В эпоху финальной бронзы на широкой территории Западной Сибири получают распространение грузила в виде диска с перехватом посередине. К середине II тыс. до н.э. у грузил постепенно начинают меняться пропорции: уменьшается длина и увеличивается ширина изделия. Проведено сравнение глиняных грузил разных форм, относящихся к эпохе бронзы, с утяжелителями эпохи раннего металла на основе их веса. Все грузила, рассматриваемых типов, за исключением единичных экземпляров, стандартны и не выходят за рамки определенного весового интервала.7
Вес глиняных грузил позднебронзового времени с памятников Большой Имбиряй 10, Щеткино 2 и Заводоуковское 11, которых насчитывается 52 экземпляра, находится в интервале от 29 до 177 г, что более чем в три раза превышает вес грузил эпохи раннего металла. Средний вес грузил из этих комплексов составляет 92,5 г.
Позднебронзовые грузила, безусловно, использовались как утяжелители к сетям для ловли рыбы, так как по весу вполне применимы в водной среде. Грузила эпохи раннего металла, уступающие по весу позднебронзовым, более эффективно могли использоваться на воздухе. Возможно, об этом косвенно может свидетельствовать орнамент на некоторых изделиях. Например, изображение птицы.
На Урале на скальных рисунках есть изображение, в котором сочетаются изображение водоплавающих птиц и загородок для ловли птиц. Показательной является композиция на одной из плоскостей Змиева Камня. Нельзя однозначно сказать, из чего делались ловушки. Предположительно, они могли быть переносные и легкие, из плетеных полотен-сетей с утяжелителями в виде глиняных грузил. Возможно, такие конструкции были многофункциональными, например, применяться как запоры для ловли рыбы, а также при загонной охоте на водоплавающих птиц.
Если предположить, что глиняные грузила в Зауралье использовались как утяжелители к рыболовным сетям, то мы, имея представление о формах грузил во времени, ничего не можем сказать об основе сетей. Нет данных, из каких материалов делалась нить, об её толщине и о том, как плелась сама сеть, о размерах ячеи, что важно для понимания того, использовались ли глиняные изделия – грузила для рыболовных сетей или предназначались для других целей.
Прямых свидетельств наличия сетей у древнего населения Зауралья нет, существуют лишь косвенные данные. Значимыми являются следы ткачества, фрагменты верёвок и крапивное волокно, которым был обшит, например, край берестяного изделия, найденного на памятнике Разбойничий Остров.
Присутствие волокон свидетельствует об использовании крапивы в качестве возможного материала для изготовления верёвок и нитей. Волокна крапивы, а также конопли являлись наиболее подходящими для ткачества в период раннего металла на нашей территории. Сети, изготовленные из данного сырья, скорее всего, были непрочными, поэтому нити изготавливались большей толщины, тогда более оптимальным и производительным был лов рыбы не сетями, а неводом.
Чем крупнее рыба, тем крупнее ячея и, соответственно, толще нить и наоборот. Об использовании невода могут свидетельствовать частые находки обломков глиняных грузил на отмелях озёр, в частности Андреевских, которые могли оказаться там при частом выводе снасти на берег в одном и том же месте и случайной поломке грузил.
С другой стороны, можно предположить, что благоприятные природные условия в Зауралье могли приводить к увеличению гнездовий водоплавающих птиц. Это могло послужить толчком к появлению нового вида ловушек и развитию загонной охоты на птицу. Находки сломанных грузил на отмелях не противоречат этому: вероятно, на этих участках побережий устраивались ловушки для загонной охоты. Они могли представлять собой лёгкие плетёные полотна-сети с утяжелителями в виде глиняных грузил по нижнему краю.
Многое о занятиях первобытных людей мы узнаем, изучая жизнь реликтовых племен. Технологии изготовления тех или иных предметов может передаваться сотни и тысячи лет. Возможно, нечто подобное происходило и с технологией изготовления грузил.
По воспоминаниям моего дяди - Ивана Владимировича Найферта, в детстве он видел, как мужчины-рыбаки изготавливали глиняные грузила. В то время был дефицит железа, а рыбачить хотелось. Вспоминались старинные приёмы.
За селом Костыгин Лог находился кирпичный завод. Вот там и шло производство грузил. Рабочие брали глину, предназначенную для создания кирпичей, небольшими кусками и формировали из неё форму, похожую на яйцо или бочонок длиной от 6 до 12 см и диаметром 7 см. Реже создавали шарикообразные грузила. Сквозное отверстие делали с помощью палочки, кости или пальца. Также в эти изделия могли добавлять камни или мелкие кусочки железа для утяжеления массы грузила.
Поплавки тоже создавались вручную. Для этого брали куски берёзовой коры и варили, чтобы она скрутилась и приобрела форму цилиндра. Для прочности дополнительно перевязывали кору ниткой, которая потом использовалась для прикрепления поплавка к самой сети.
Я изготовила по данной технологии грузила, поплавки и часть рыболовной сети. Думаю, что грузила могли использовать с разными целями. Как ловля рыбы, так и загонная охота. Около деревни Зелёная Сопка легко можно найти подходящую глину. В Логу нет каких-либо построек, но в одном месте есть углубление, заросшая крапивой. Это признак того, что здесь когда-то была постройка. Значит, данное место могло использоваться для жизни или хозяйственной деятельности.
Моя исследовательская работа пробудила во мне интерес к изучению древности. Я не могу с точностью утверждать, что мои предположения достоверны, хотя хочется верить, что это так. Я попробовала описать найденный артефакт - грузило, найти аналогичные находки и сопоставить их. Такая работа позволила смоделировать в сознании картину прошлого родных мест.
Работа помогла мне понять всю важность исследований. Люди, интересующиеся прошлым, ищущие исторические источники приоткрывают для человечества завесу тайны минувших лет. И эти следы исчезнувшей жизни можно найти и в нашем крае. Я думаю, что собранный мною материал будет интересен для любителей археологии и широкой общественности. й
Поисковая работа по теме доклада будет продолжена. Наш краеведческий кружок планирует дальнейшее исследование Садовского Лога, окрестностей деревни Зелёная Сопка и села Костыгин Лог. Необходимо продолжить сбор и анализ информации. В своей следующей работе я хочу уточнить полученные данные, возможно провести лабораторные исследования найденных предметов. Необходимо продолжить изучение экспонатов музеев России с целью поиска аналогичных артефактов.
Мария ЕСЕНКОВА,
девятиклассница Костыгинской средней школы
Елена Владимировна ШВАРЦ,
учитель истории,
руководитель исследовательской работы
Комментарии