Плачет бабушка в банкомате

Безопасность

Вы - умный, образованный, взрослый человек с большим жизненным опытом? Вы думаете, что прекрасно разбираетесь в людях? Вы внимательны и бдительны? Каждый из читателей наверняка ответит утвердительно. Но почему же тогда нас так легко «разводят» на деньги?

 

Иной раз очередная жертва телефонных мошенников признаётся: «Да, всё знаю, меня предупреждали, но как будто помутнение нашло».

Какие схемы используют кибермошенники? Как понять, что вам звонит злоумышленник? Об этом в эфире центра управления регионом Курганской области рассказал начальник отдела по противодействию хищениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска УМВД России по Курганской области подполковник полиции Дмитрий ЕВДОКИМОВ:

- С начала года более 600 граждан стали жертвами подобных хищений, и это много. Пока мы не можем снизить эту статистику. Однако удалось стабилизировать ситуацию - в прошлом году был значительный рост, в этом году цифры примерно те же самые, но идёт снижение ущерба, за 3 месяца 2023 года он составил 52 млн, за аналогичный период этого года - 44 млн. Общий ущерб по 2023 году - 335 млн рублей, то есть практически каждый день по миллиону теряли жители Курганской области, в 2022-м было 228. То есть мы наблюдали скачок примерно на 100 млн, хочется верить, что этот пик прошёл и мы вышли на плато.

 

НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, НЕ СПЕШИТЕ 

 

- Это удалось благодаря вашим действиям?

- Дело не только в работе полиции, это большой комплекс мероприятий, которые мы проводим совместно с банковским сообществом, Роскомнадзором, интернетпровайдерами, операторами связи. И да, обстановку удалось стабилизировать благодаря общему пристальному вниманию.

 

 - Тем не менее, постоянно возникают новые мошеннические схемы...

- Прежде чем говорить о новых, хорошо бы разобраться со старыми, сколько лет уже мы говорим об одном и том же, если бы люди прислушивались к нашим советам, то три четверти преступлений не случились бы. Одна из самых популярных схем обмана, которая набирает обороты, - это звонок о «продлении услуг оператора сотовой связи». Человеку звонят, пугают, что у него заканчивается договор и вскоре отключат связь. Под предлогом продления договора начинается выуживание информации, на телефон приходят коды, человек их сообщает, и мошенники получают доступ к госуслугам, а оттуда - к счетам. Нужно знать, что договоры связи бессрочны, единственное, что можно сделать, - это поменять тариф. Если вам звонят и говорят, что ваш договор заканчивается, - это мошенники. Кладите трубку. Суточные сводки МВД говорят о том, что ежедневно в различных вариациях эта схема используется. Если волнуетесь - ну дойдите вы до вашего оператора и уточните.

 

- Сайты, через которые мы покупаем или продаем вещи и услуги, опасны?

- Этих всем известных площадок опасаться не нужно, у них есть своя система безопасности. И как правило, все эти платформы предоставляют своим клиентам четкие инструкции. Но почему-то люди невнимательно читают их или вовсе не читают и не выполняют то, что необходимо. Есть простые принципы безопасности - не выходите за пределы этого сайта в сторонние мессенджеры. Вам могут сказать, что тут неудобно общаться, увести с безопасной площадки в другой мессенджер и там проделать мошеннические манипуляции. Оставайтесь в зоне сайта, и система безопасности поможет избежать неприятной ситуации. Второй момент - не теряйте голову, не торопитесь.

 

КРЕДИТ ЗА КРЕДИТ

 

- Не так давно прошла целая серия краж с использованием поддельных аккаунтов в Телеграме, когда руководитель просит подчиненных перевести деньги. Как быть в этих случаях?

- И не только в Телеграме работают эти схемы. Да, расчёт на то, что повышается градус доверия, это ваш начальник, это авторитет, создаются предпосылки, чтобы человек перестал критически мыслить и начал делать то, что требуется мошеннику. Элементарный совет - зайдите в другой мессенджер либо просто позвоните и спросите. Взломав аккаунт, мошенники не могут перехватить телефонный звонок.

 

- Цифровизация дошла до того, что может произойти утечка паспортных данных, и мошенники могут легко оформить заём где угодно. Как потом это оспорить?

- Не может произойти, а вовсю происходит. В 2023 году было несколько утечек информации из разных хранилищ, и главной проблемой были госуслуги с их огромной аудиторией - 80 млн пользователей. При этом у половины была двойная аутентификация, а половина просто имели логин и пароль, и это было огромное поле деятельности для преступников. Когда стали повально взламывать, то соответствующие службы провели работу, и теперь обязательна для всех двухфакторная аутентификация. Это очень усложнило жизнь мошенникам и упростило гражданам. Ведь пароль от госуслуг может прийти на СИМ-карту, которая уже вам не принадлежит, и мошенник получит доступ ко всей вашей информации.

Что касается кредитов. Если вы не совершали никаких действий по оформлению займа с участием ваших документов, то потерпевшим признается банк или кредитная организация, выдавшая деньги. А человек, чьи данные были использованы, просто опрашивается в рамках уголовного дела, финансовые проблемы его не касаются. Однако очень часто мошенники заставляют людей лично брать кредиты. Несмотря на то, что в СМС от банков написано, - никому не сообщайте код, даже банку, люди всё равно сообщают и оформляют займы сами. Это уже другая история, такой человек будет обязан возмещать кредит. Одна из самых распространенных подобных схем, когда звонит якобы сотрудник силовых ведомств или центробанка - а они на самом деле никогда не звонят! - и говорит, что на вас пытаются оформить кредит либо он уже оформлен, его надо отменить и перевести деньги на «безопасный счёт». Если вы ничего не брали и не оформляли - успокойтесь и отключитесь, ничего вы платить не обязаны. Но люди в панике берут уже настоящие кредиты и переводят их на «безопасный счёт». А потом рассчитываются. Если только это слово произнесено (безопасный счёт), смело кладите трубку, и все ваши деньги останутся у вас. Холодная голова и эти знания помогут избежать крупных неприятностей.

ВАЖНО!

Никаких безопасных счетов не существует.

Никакой отмены кредита путём взятия нового не существует.

Никаких звонков от ФСБ, МВД, Центробанка, госуслуг не существует.

Продления договоров на сотовую связь не существует.

ЭТО МОШЕННИКИ! ОТКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕФОН!

 

БРАТ ТЫ МНЕ ИЛИ НЕ БРАТ?

 

- Работникам банков дают инструкции, чтобы остановить тех, кто пытается взять кредит?

- В нашем регионе сотрудники банков неоднократно пресекали такие преступления - в этом году уже на несколько десятков миллионов предотвращено хищений. Все видели - иногда полицейские дежурят возле банкоматов и в банках, но невозможно везде для профилактики расставить наших сотрудников. Потому для банковских служащих разработан алгоритм. Многие читатели наверняка на себе его прочувствовали, когда снимали в банке крупные суммы или переводили. Сотрудники банка задают много вопросов. Не бойтесь и просто честно отвечайте, это поможет вам и нам. Мошенники тоже в курсе наших разработок и подстраиваются под них. Недавний случай - жертву долго вели, чтобы получить кредит, и, зная, что в банке предложат позвонить родственнику, преступник предложил жертве вписать его в телефонную книгу как брата. И когда в банке человеку предложили, перед тем как выдать кредит, позвонить родственнику, он сказал - а давайте брату. К счастью, сотрудник банка проявил бдительность и по акценту понял, что никакой это не брат, вызвал полицию. Иной раз бабушки через банкомат отправляют крупные суммы, а потом плачут. Спасибо охранникам, которые тоже внимательны и помогают предотвратить преступления и спасти пожилого человека от потерь. Видя бабушку, которая толкает в банкомат купюры, не проходите мимо - помогайте людям и нам.

 

- Удается ли найти и наказать преступников?

- Больше половины преступлений происходит из-за границы, мы можем сказать, где это произошло, из какого города вне пределов РФ звонили и на какой счёт перевели ваши деньги. Можно даже видеть при желании, как потом преступники показывают в соцсетях путешествия, возможно, на ваши деньги. Установить можно. Но это не всегда ведёт к результату. Наша юрисдикция ограничена пределами Российской Федерации. Это ведь не проблема лишь одной нашей страны, во всем мире это происходит. 71 человека привлекли в этом году за IT-хищения, в прошлом году - более 300.

 

СПАСАЙТЕ СТАРЫХ И МАЛЫХ

 

- Активно вовлекают в подобную деятельность молодёжь и подростков. Как это распознать?

- Важно, чтобы семья и общество понимали все эти схемы. Скажем, курьеры всегда ездят на такси. Их легко распознать - надевают маску, передвигаются с одного адреса на другой, к банкоматам, имеют при себе свёртки с деньгами, суетятся. Если видите, что такой молодчик ездит от одной бабушки к другой, -ну не везите его к третьей, а везите прямиком в отдел полиции, а мы разберёмся.

Молодые люди находят в мессенджерах такую подработку - им обещают работу курьера, не открывая детали, но нужно понимать, что если вы пришли к бабушке, взяли деньги и кому-то отправили, то вы соучастник преступления. За 4 месяца уже 19 курьеров мы поймали. И это все молодёжь. Школы должны проводить внеклассные часы и рассказывать это все, чтоб дети не ломали жизнь себе и своей семье.

 

- Не только детей, но и пожилых тоже надо защищать...

- Почаще общайтесь с пожилыми родственниками и доводите эту информацию. Не думайте, что вы раз сказали - и хватит. Был случай, когда преступников нашли, адвокат возместил все деньги пожилой женщине, но через полгода её точно так же обманули второй раз. Постоянно объясняйте схемы мошенничества своим родным. Обычно им звонят и говорят, что сын-дочь, внук попали в ДТП. И они отдадут деньги, а потом звонят этому сыну-внуку и спрашивают, как дела. И ещё - накануне 9 Мая, правда, не у нас, а в соседних регионах, появились схемы с выплатами. Объявления в Интернете: мол, чтобы получить выплату к празднику, срочно введите номер карты, иначе опоздаете. Об этом тоже расскажите своим пожилым родственникам. Можно подключить карту пожилых к вашему мобильному банку - это так называемое правило второй руки, когда будут спрашивать разрешение на проведение финансовых операций у родственников.

 

- Детям сейчас рано заводят собственные карты. Как их оградить от кибермошенников?

- Элементарное правило. Не класть на карту много денег, пусть будет ровно столько, сколько надо на текущие расходы. Не надо писать ПИН-код на самой карте. Не привязывайте карту к торговым площадкам, многие пользуются этим, чтобы каждый раз не вводить код, но это небезопасно. Для интернет-покупок и платежей заведите отдельную карту, не зарплатную, не кредитную. Непосвящённому человеку трудно разобраться, где нормальный сайт, а где подложный.

Детей нужно спасти еще и от того, чтобы они сами не стали кибермошенниками. Преступникам из-за границы нужны люди на нашей территории - с картами банков. Они используют детей. Часто покупают у них карты, скажем, за 3 тысячи. И это путь к большим проблемам. Объясните ребёнку, что карта - это его собственность и никому передавать и продавать её не надо. Он продаст карту, через неё прошёл миллион - и вполне может статься, что его заставят возмещать, будут допрашивать, увезут за несколько тысяч километров для проведения следственных действий. Можно попасть под уголовную ответственность за участие в мошеннической схеме с картой. С этим лучше не шутить, последствия будут печальные.

Комментарии