25 июля - день памяти Владимира Семёновича Высоцкого. Его песни стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество сложно классифицировать, так как он постоянно выходил за творческие рамки.
- Для меня авторская песня — это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том, что меня скребёт по нервам, рвёт душу и так далее, — в надежде, что их беспокоит то же самое, - говорил когда-то в своём интервью Владимир Семёнович.
Мы знаем Высоцкого, как легенду советской музыки, театра и кинематографа, как звезду мирового масштаба, мне же хочется рассказать вам о нём, как о человеке с нелёгкой судьбой, чей путь к известности проходил через множество преград.
Володя родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семёна Владимировича и Нины Максимовны Высоцких. Раннее детство артиста прошло в московской коммуналке в доме по 1-й Мещанской улице.
- На тридцать восемь комнаток всего одна уборная, – так описывал Высоцкий это место.
Когда Володе было 3,5 года, началась война. Люди прятались в бомбоубежищах, дети плакали от страха, а Володя, вытягиваясь по струнке, читал Пушкина. В этом возрасте он уже знал около ста стихотворений Александра Сергеевича.
Воспитанников детского сада, который посещал Володя, эвакуировали в Оренбуржье. Чтобы быть ближе к сыну, Нина Максимовна устроилась работать прачкой. После работы она спешила быстрее увидеться с сыном, носила ему молоко. Воспитатели говорили Нине Максимовне, что ребёнку ничего не достаётся. Он всё раздавал другим детям, говорил: «Им нужнее».
В 1943 году Владимир с мамой вернулись из эвакуации, но у отца к тому моменту уже появилась другая семья. Родители развелись, а сын стал жить с отцом и мачехой Евгенией Степановной Лихолатовой. В 1946 году Семёна Владимировича с семьёй отправили по службе в Германию. Там-то у юного Володи Евгения Степановна заметила талант к музыке и наняла ему педагога по фортепиано.
Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Так было и с Владимиром. Он не только занимался музыкой, в 14 лет вместе с другом Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. Писал стихи он с 8 лет, но это было скорее детское творчество, своё первое серьёзное стихотворение-посвящение Иосифу Сталину он написал в 1953 году.
Параллельно с учёбой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и спектакли. Он мечтал стать актёром, но семья была против, и он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ.
Приняв своё первое взвешенное, мужское решение Владимир отчислился из МИСИ и стал готовиться к поступлению в школу-студию МХАТ. Казалось, всё было против его тяги к актёрству, даже физические данные не соответствовали амплуа мужественных героев: неправильный прикус, дикция, голос маленького диапазона, узкие плечи и излишняя худоба. Но он с упорством спартанца старался подтянуть свою физическую форму и с ярым усердием учился игре на гитаре. Благодаря своему упорству Владимир блестяще сдал все вступительные экзамены и стал студентом МХАТа. Свою первую роль он получил уже на первом курсе.
В 1960 году Высоцкий получил диплом актера драмы и кино в школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Актер остался практически без работы и денег, перебивался какими-то мелкими ролями в театре.
Судьбоносная встреча произошла у Высоцкого с главным режиссёром театра на Таганке Юрием Любимовым. Он пришёл на прослушивание в театр. Это должно было быть проходное прослушивание, на которое ему выделили 15 минут. Как впоследствии вспоминал Любимов: «Зашёл обычный парень с гитарой, но придя на собеседование на 15 минут, я очнулся только через 1,5 часа». Вот такой, цепляющей людей харизмой обладал Высоцкий. Это была встреча двух легенд, давшая впоследствии миру великолепного актёра. С 1964 года Высоцкий стал актёром театра на Таганке.
Любимов позволял Высоцкому воплощать на сцене любые идеи. Владимир Высоцкий привнёс на сцену театра на Таганке гитару. Ему дозволялось даже придумывать и воплощать сценические костюмы. Самый знаменитый из них - это чёрный свитер Гамлета. Всего их у актёра было 6. На такой разрыв аорты играл Владимир Семёнович, что в течение спектакля приходилось несколько раз их менять. Один из его знаменитых свитеров хранится в экспозиции музея Высоцкого в Екатеринбурге.
Однажды по радио Высоцкий услышал знакомый голос Булата Окуджавы и понял, что эффект стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. С того момента Владимир Семёнович пытался писать песни. Если появлялась на свет строка, он брал в руки гитару и пытался наложить её на ритм, если не получалось, менял ритм. Так появился поэт-композитор Высоцкий.
Песни, пропитанные жизненными историями, пережитыми или услышанными когда-то, быстро становились популярными. Уже с 1965 года Владимир Высоцкий совмещает игру в театре и публичные выступления с песнями собственного сочинения. Начинал с ленинградского кафе и института русского языка, через год география выступлений расширяется, Высоцкий поёт в домах культуры, шахтах, институтах.
После студенческого дебюта в кинематографе Владимир Семёнович снимался в кино, но особой популярностью эти роли не пользовались. Успех Высоцкого как актёра кино рванул вверх после съёмок в фильме «Вертикаль», в котором он исполнял авторские песни. Уже через год выходит первая гибкая пластинка с его записями.
Но ошеломительный успех портят разгромные статьи в прессе, критикующие творчество Высоцкого как исполнителя блатных песенок. А он работает, играет в театре, снимается в кино, даёт концерты и пишет, спит по 4 часа в сутки, но всё равно пишет.
В 1967 году Высоцкий знакомится с Мариной Влади. Он ещё формально был женат на своей второй жене Людмиле Абрамовой, от брака с которой у Владимира Семёновича было двое сыновей.
Несколько лет Владимир и Марина видятся урывками, живут на две страны - Францию и СССР. В 1970 году они узаконили свои отношения. До конца жизни Владимира Высоцкого Марина остаётся его музой и опорой. В те моменты, когда Владимиру было плохо, несмотря на съёмки в фильмах, где бы она не находилась, она летела к нему. И так было 70 раз.
В 2017 году в России была учреждена новая общественная награда «Декабристка XX века». В основу идеи присвоения звания была положена дискуссия Анны Ахматовой и Фаины Раневской о том, кто из русских женщин XX века повторил подвиг жён-декабристов, оказав большое влияние на жизненный путь и творчество супругов. В декабре 2017 года титул был присуждён вдове Владимира Высоцкого Марине Влади. Признаваясь Марине в любви, в своём последнем стихотворении он написал: «Я жив, 12 лет тобой и Господом храним».
На пике популярности творчество Высоцкого подвергалось жёсткой цензуре, многие песни запрещались, но он творил вопреки всему, старался, относиться к этому с иронией.
В очень жаркое лето 1980 года, в самый разгар московской Олимпиады сердце Владимира Семёновича Высоцкого перестало биться. И даже смерть его оказалась под запретом. Средствам массовой информации было запрещено писать о смерти поэта. Крошечный некролог был опубликован в газете «Вечерняя Москва», за что редактор тут же был уволен. Несмотря на это, шокирующая новость мгновенно разлетелась по Москве. Прощаться с Высоцким к театру на Таганке пришли тысячи людей, образовалась многокилометровая очередь из желающих проститься с любимым артистом.
Большая память о всенародно любимом артисте хранится в Екатерибурге. Большой поклонник поэта, бизнесмен из Екатеринбурга Андрей Гавриловский воплотил любовь к творчеству Высоцкого в своих проектах.
В феврале 2006 года у бизнес-центра «Антей» в Екатеринбурге состоялось открытие памятника Владимиру Высоцкому и Марине Влади.
А уже в 2012 году в небоскребе «Высоцкий» открыт екатеринбургский музей Владимира Высоцкого. Концепция музея уникальна, вехами показана вся жизнь поэта и актера. В основу экспозиции вошли личные вещи Владимира Высоцкого, полностью восстановлен гостиничный номер, в котором он проживал, будучи на гастролях в Екатеринбурге.
В екатеринбургском музее представлен ряд экспонатов, которых нет нигде в мире: это и легендарный Mercedes, принадлежавший Владимиру Высоцкому с 1976 года; и восковая фигура Владимира Высоцкого, созданная скульптором Александром Сильницким по заказу екатеринбургского музея. В одном из залов восстановлена одна из комнат московской квартиры, в которой Высоцкий прожил последние годы.
В январе 2016 года экспозиция музея пополнилась уникальными вещами с аукциона в Париже, который организовала вдова Владимира Высоцкого французская актриса Марина Влади. Специально для музея были выкуплены 37 лотов, среди которых иконы, картины и украшения, которые принадлежали семье Высоцкого-Влади. Посетители музея могут ознакомиться с действующей экспозицией, в которую вошли уникальные экспонаты: личные вещи Владимира Высоцкого, письма, фотографии, рукописные тексты и другие ценные и памятные предметы.
Самый ценный экспонат - последнее стихотворение В. Высоцкого, которое он написал за полтора месяца до своей смерти и посвятил Марине Влади. Этому документу присвоена категория «Культурная ценность Российской Федерации».
Комментарии