Все тяготы были нипочём

Люди и время

В 2024 году исполняется ровно 50 лет с начала Всесоюзной ударной комсомольской стройки — легендарной Байкало-Амурской магистрали. На её строительство были брошены буквально все силы. Тысячи добровольцев со всей страны отправились в глухую сибирскую тайгу прокладывать грандиозный железнодорожный маршрут, который и сегодня остается одним из самых крупных.

А начиналось всё так…

Юные Лидия и Анатолий жили в одной деревне Приозёрке, дружили. Лида, окончив школу, уехала учиться в Челябинск, поступила в училище на крановщика, работала на заводе. Анатолия призвали на службу в ряды Советской армии.
Однажды на завод приехали с райкома комсомола приглашать на БАМ, и Лида, как истинная комсомолка, без сомнения решила ехать. Собрали ребят-добровольцев целую группу.

Путешествие на поезде длилось целых шесть дней. Когда ехали, думали, жить придётся в глухой тайге, в палатках без удобств, а, оказалось, привезли в уже обустроенный посёлок Восточный, что в Иркутской области недалеко от Тынды. Здесь были построены и школа, и детский сад, и котельная, которая отапливала посёлок. БАМ в то время уже четыре года как строили. Добровольцев расселили по общежитиям, женщины и мужчины жили каждый в своём.

Лиду с подругой поставили работать на огромную бетономешалку. Две хрупкие девчонки сами грузили и цемент, и бетон, в общем, занимались строительными работами. Зимой, когда работы было не столько много, ребят обучали новым профессиям, Лида освоила специальности штукатура, каменщика, плиточника и облицовщика. После получения новых профессий она попала в очень хорошую строительную бригаду.

Всё это время Лидия с Анатолием связь не теряли, общались письмами. Анатолий служил недалеко от «стройки века» в Амурской области, а когда отслужил, приехал к Лидии в гости. БАМостроевская семья приняла Анатолия очень тепло и дружелюбно, ему настолько понравилось там, что он решил остаться.

Не тянули и с решением создать семью. Не успели подать заявление в ЗАГС, а будущей семье уже дали отдельный вагончик. Настолько уважали Лидию Павловну, что говорили: «Наша Лида плохого парня не выберет». Вскоре сыграли свадьбу. Девчата даже платье для Лиды свадебное сшили вручную. И потекла своим чередом семейная жизнь. Лида продолжала трудиться на стройке, а Анатолий работал на «Кировце».

Когда приехали в отпуск, БАМом «заразили» и брата Лидии Павловны Юрия. Он решил ехать с ними на стройку.

Семья Лидии Павловны и Анатолия Николаевича начала расти. На БАМе родился старший сын Сергей.

Как вспоминает Лидия Павловна, всё на БАМе было какое-то другое, масштабнее, величественнее, техника и та была огромная. Жили там все одной большой, дружной семьёй, вместе растили детей, отмечали праздники, если кому-то нужна была помощь, помогали обязательно тоже вместе.

- Особых подвигов у нас не было, просто жили и работали на совесть, -скромно говорит Лидия Павловна.

На самом деле, работа на стройке одна из самых тяжёлых, да и трудиться приходилось в суровых климатических условиях. Возили на строительные объекты за десятки километров. Бригада Лидии строила и военную часть, и вокзал в Тынде, и ещё много важных и нужных объектов. Но все тяготы были нипочём нашим молодым комсомольцам. Были и свои плюсы: хорошая заработная плата, проезд к месту отдыха и обратно.
Благодаря десяткам тысяч таких молодых, активных людей было построено более 4 тысяч километров железной дороги, пересекающей 11 полноводных рек и проходящих через 7 крупных горных хребтов, основано 63 новых населённых пункта, 3 из которых новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск.

4287 КИЛОМЕТРОВ составляет общая длина Байкало-Амурской магистрали между станциями Тайшет и Советская Гавань.

108 НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ участвовали в строительстве БАМа. Около 60 % строителей магистрали были моложе 30 лет, почти половина были выходцами из сельской местности.

130000 ЧЕЛОВЕК было занято в пиковый период строительства только на прокладке путей, а общее население региона БАМа к моменту окончания работ в 1984 году составило 1 миллион человек.

Лидия Павловна и Анатолий Николаевич, поработав на БАМе, вернулись на родину. Очень уж тянуло их в родную деревню. Здесь родились две дочери - Ольга и Надежда. Трудились, как и положено, - на совесть, вышли на заслуженный отдых. Достойно воспитали детей.

За свои трудовые заслуги на строительстве БАМа в 1983 году супруги Бородины от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

- Самое счастье, что там мы нашли много друзей и до сих пор общаемся все, - делится на эмоциях Лидия Павловна. – БАМ – это самое яркое воспоминание в жизни.

Таким же ярким воспоминанием оно наверняка остаётся и у множества тех юных строителей, которых объединила работа, и эта грандиозная по своему размаху стройка века. Которая и сейчас остаётся самым масштабным проектом нашей страны.

Комментарии

Все новости рубрики Общество