О родном Усть-Уйском крае (7 часть)

Проект "Между прошлым и будущим"

Продолжение.
Начало в №№2, 3, 4, 5, 6 и 7 за 2022 год.

Летом 1974 года мы с Поляковым В. П., сдав госэкзамены, получили дипломы в новом корпусе студгородка в 30-летний юбилей института. Всем нашим курсом собрали деньги и отметили это важное событие в ресторане «Сокол».

К 1 апреля 1974 года мы создали ещё 3 безнарядных звена: два звена на ферме № 2 - звено № 2 во главе с Ачкасовым А. В. из восьми человек, звено № 3 на Васькино из девяти человек во главе с Байтингером Я. А. и кормовое звено на ферме № 1 во главе с Казимировым Василием Антоновиче

В июле провели день животновода с приглашением передовиков животноводства и их бригадиром из Целинного совхоза. Подвели итоги соревнования. Вот справка показателей на 1 июля 1974 года:

Глубокинский совхоз
Всего рабочих – 536 человек
Поголовье КРС – 5260 голов
Сдано молока – 7500 ц
Сдано мяса – 2970 ц
Сдано яиц – 261 тыс. штук

Целинный совхоз
Всего рабочих – 559 человек
Поголовье КРС – 3778 голов
Сдано молока – 7570 ц
Сдано мяса – 2850 ц
Сдано яиц – 192 тыс. штук

Угостили всех бешбармаком, выступила агитбригада. Такое мероприятие понравилось всем. Гости сказали, что они тоже пригласят наших животноводов (не получилось).

Осенью в СДК провели торжественное собрание по итогам работы, выдали грамоты и денежные премии, посмотрели концерт наших артистов.

Среди безнарядных звеньев лучших результатов добилось звено № 1 тов. А. Н. Шаповалова. У остальных звеньев показатели и зарплата были тоже выше, чем в обычных бригадах, а в кормовом звене - немного выше, чем в бригадах, а значит, и зарплата почти такая же.

Экономисту предстояло проанализировать их работу и узнать, как сработали звенья Целинного совхоза. У них урожайность была выше, чем у нас, так как обильные грозовые дожди прошли восточнее асфальтовой трассы, захватив Заманилки, Матвеевку, Целинное, а до нас (это Иванково, Пески, Молодёнки) не дошли. В результате – у нас скудный урожай и острая проблема с заготовкой кормов.

Глебов Н. П., проехав по нашим полям, рекомендовал худшие полосы списать из зерновых и убрать на корм скоту, а сам обратился в обком КПСС с просьбой о прессовании соломы в урожайном Половинском районе, а также помочь автомашинами для её вывозки в наш совхоз.

Нам дали совхоз «Богатырь». Мы отправили 10 комбайнов с комбайнёрами, чтобы помочь им убрать хлеба, а сами, создав бригаду, отправили её на прессование соломы. Вскоре пришли машины из Кургана марки «Шкода» и начали вывозить солому на сеносклад с. Пески. Бригады работали по 15 дней весь световой день, потом менялись. Была повышенная оплата – каждому работающему на заготовке соломы давали по машине прессованной соломы.

...Не добившись автобуса для нашей школы через областного депутата, мы с директором школы Ерёминой Л. В. написали письмо Сизову Г. Ф. с просьбой о выделении автобуса для перевозки учеников в школу из Васькино и Молодёнок. Через 20 дней пришла от него телеграмма директору автобусного завода (а нам - копия) о немедленном выделении из фонда ЦК КПСС нам автобуса. Мы его получили через 5 дней. Отдали его Шевченко Ивану Дмитриевичу. Он на нём проработал много лет, до самой пенсии.

В конце октября мне дали путёвку в санаторий «Марьино» Курской области. Первый раз я побывал и отдохнул на курорте. Понравилось всё: и еда, и лечение.

В декабре нам дали несколько полей соломы в копнах в учхозе КСХИ, где мы её начали прессовать и отгружать. Решением парткома мы обязали руководителей организаций тоже возглавить бригады. Я с первой бригадой из 15 человек выехал в учхозовскую бригаду. Жили в их общежитии, питались в их столовой под запись. У нас было 5 прессов с МТЗ и один К-700 с лопатой и грузотакси. Нас сменила бригада во главе с инженером Кабаковым А. Л., а следующую бригаду возглавил председатель нашего сельсовета т. Кошелев Виктор Яковлевич. Так мы заготовили корма и сохранили совхозное стадо. Возил смены бригад зимой на утеплённом им самим автобусе Шевченко Иван Дмитриевич. 

Снега зимой выпало мало и выпал он на сухую землю. В марте осадков совсем не было. 4 апреля 16 агрегатов начали закрытие влаги, а 23 мая закончили яровой сев.

12 июня вместо дождя пронёсся ураган, свалил навес у комплекса и забор, свалило весовую, сорвало крышу склада МТМ, с корнем вырвало тополя, пострадали жилые дома. 

18 июня смотрели посевы, они уже горели, дождей нет и жара 30-40 градусов. В район прилетал Председатель Совета Министров РСФСР Соломенцев М. С., походил с руководителем облисполкома и нашим районным начальством и даже не пообедав, улетел в Курган. 

Чтобы сохранить животноводство, решением Правительства и ЦК КПСС нашему району определили заготовку соломы в Запорожской области. И уже первая наша бригада во главе с главным зоотехником Петриченко М. М. в количестве 21 человека, погрузив 6 МТЗ, 6 прессов, 3 автомобиля, с первым эшелоном 15 июля выехала из Кургана в Запорожье.

В начале августа Лысенко А. Я. отправил меня в Запорожье узнать, как они живут, сколько прессуют машин соломы в день, их питание, а главное - договориться с председателем о дополнительной заготовке соломы урожая 1974 г. Я поездом уехал к ним.

Бригада заготовляла солому в колхозе «Мир», село Темировка Гуляйпольского района в 40 км от железнодорожной станции. Я пробыл у них 6 дней. Увидел, что живут они по 3-4 человека в старых домах, пища скудная, жара, бани в селе нет. Я договорился с председателем, чтобы они нашим ребятам в столовой увеличили порцию мяса. Он говорит: «Не могу, у нас лимит на мясо». Я сказал: "Давайте ваши квитанции, мы сдадим мясо за вас".

Договорились и с питанием, и с соломой урожая 1973-74 гг., съездили на их бахчи, поели арбузов, и я уехал домой. Дома шла заготовка кормов: веники, болотные кочки, стерня, зимой косили камыш. Области дополнительно выделили комбикормов.

С 5 октября я получил две путёвки в Сочи, и мы с женой поехали в новый Дом отдыха «Зелёная роща». У нас уже пролетал снежок, а прилетев в Сочи, там 24 градуса тепла. Устроились в номере на 12-м этаже. Питание хорошее – 4 раза в день, спуск к морю на лифте, а море рядом - в 70-и метрах, вода тёплая, чистая, погода ясная, накупались досыта. К нам приезжали с концертами артисты. А ещё мы ездили в цирк, стереокино, на базар. Жена накупила вещей. В общем, отдохнули чудно.

25 октября погода начала портиться, мы уехали. По пути заехали на 3 дня к тёще в город Алатырь, погостили и поехали домой. В Челябинске нас ожидала машина, и мы благополучно добрались домой.

Приведя в порядок партийные дела, я возглавил бригаду из 18 человек. Получив деньги, доверенности и билеты на самолёт, 28 декабря вылетел из Кургана в Запорожье с пересадкой в Куйбышеве и Харькове, так как самолёт вёз туда почту. К вечеру разыгралась буря, и нас посадили в Уфе, другие города не принимали. Буря продолжилась до рассвета, мест в зале не хватало, и нас повезли в клуб, где мы были до 10 часов утра, пока расчистили аэродром. Отправили ТУ, а наш АН - в последнюю очередь. Совершивший посадку самолёт, взял нас, 6 человек, а оставшиеся 12 человек полетели в Куйбышев, а мы вместо Харькова оказались в Пензе, и Харьков не принимал. Только к вечеру мы прилетели в Харьков, а там уже на вокзале нас ждали наши. Запорожье самолёты не принимало. Я уже собирался сдать билеты на самолёт и купить на поезд, как вдруг объявили рейс на Запорожье. Диспетчер задержала вылет на 5 минут, пока мы сядем в самолёт Як-40. Покружившись над Запорожьем, снова вернулись в Харьков. Взяв билеты на поезд, мы ночью выехали в Запорожье, а утром на электричке доехали до Гуляй-Поля. Дождавшись рейсового автобуса, мы вечером добрались до Темировки. Общежитие закрыто, нас не встретили. Бригада Кочешкова Леонида Андреевича уехала домой, не дождавшись нас. 

Пришёл сторож и подал мне письмо от Кочешкова Л. А., в котором он пишет, чтобы мы ехали сначала в посёлок Слобода. Там наша техника и скирд соломы, который мы должны отгрузить, а потом переехать в Темировку, где основная солома. С последним автобусом мы уехали в Слободу. Там нас тоже не ждали.

Расспросив у жителей, где жили курганцы, мы пришли к общежитию. Увидев толпу мужиков, к нам подошла женщина. Оказалось, это повар для курганских рабочих. Она принесла ключ, открыли общежитие, растопили 2 печки. В комнатах - порядок, постели, 2 стола, скамейки, умывальник и даже телевизор.

Переночевав, позавтракав, я с их бригадиром поехал к их директору просить телеги ПТС-40. Отдав доверенность на них, и получив 6 телег, стали ждать вагоны. Они пришли 31 декабря, мы загрузили 2 вагона, а вечером смотрели новую комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Так началась наша работа. 

Через 6 дней, загружая по 2-3 вагона, я оставил агронома фермы №3 Каравдина Юрия руководить бригадой и отгружать оставшуюся солому, а сам с Синяком Степаном поехал в Темировку решать вопросы с жильём, питанием, отоплением и телегами ПТС-40. Поселили нас в интернатской столовой, еду нам готовили в колхозной столовой, а топить печи и мыть полы я нанял техничку за 60 рублей в месяц. 

Закончив отгрузку в Слободе, сдав телеги, мы переехали в Темировку. «Голова» колхоза мне сказал, чтобы я ежедневно приходил в 7:30 к ним на планёрку решать наши вопросы. Через 4 дня он сделал мне замечание: «Скажи своим хлопцам, чтобы они пустые бутылки не выбрасывали по дороге в кювет, а привозили и клали их у магазина в ящики». У них в селе порядок. 

На краю села - дом автостанции для ожидания автобусов. В здании - чистота, два ряда клубных сидений, стол, на столе стоит телефон и графин с водой. Удивительно, что никто не хулиганит, ничего не ломает, не то, что у нас в районе, где и остановки, и туалеты ломают во вред людям. У них порядок, и все сельские вопросы решает «голова» колхоза. 

Часто к нам в общежитие приходил их завхоз. Один раз он назвал нас «москалями». Я ему ответил: «Мы - не москали, а сибиряки, а москалей к нам, в Сибирь, и калачом не заманишь». После этого мы с ним стали друзьями, да и язык их нам понятен.

В тупиковую станцию Гуляй-Поле вагонов под солому поступало мало, нам - 1-2 вагона, а Лысенко А. Я. просил 3-4. Я через нашего представителя в Запорожье добился, чтобы нам дали другую станцию. Дали в Орехово, там нам стали давать по 3-4 вагона и 1 вагон - в Гуляй-Поле, а нашим транспортом из 6-и тракторов и 2-х машин мы могли загружать только 3 вагона. На планёрке нам «голова» решил выделять по 3 автомашины. Сложность в том, что до Орехово - 80 км, а на въезде - очень крутой уклон, и если бывал гололёд, то спуск по асфальту для трактористов был проблемным. 

Через 3 недели, не найдя бани в райцентре, мы поехали в Орехово, чтобы помыться, но у них баня без парной.  

Продолжение следует...


Михаил Иванович ДЮРЯГИН,
Почётный гражданин Целинного района,
с. Пески

 

 

Комментарии

Наш земляк генерал Михаил Шумилов провёл допрос пленённого немецкого фельдмаршала Паулюса

Региональный ситуационный центр УФНС РФ по Курганской области принимает обращения о рисках бизнес

Все новости рубрики Общество