Всё начинается с учителя

Год педагога и наставника

Из моих незабываемых воспоминаний о чудесных школьных годах я всегда хотела передать своим дочерям самое главное – уважительное отношение к учителю, которое навсегда остаётся в душе ученика.

Я часто рассказывала девочкам о школе, о своих учителях, о том, как надо учиться и обязательно приводила их на экскурсию в нашу школу, где у них тоже будут добрые и мудрые учителя.

На моих школьных фотографиях они могли назвать каждого учителя по имени и отчеству, знали, какой предмет он вёл в нашем классе, знали о моём уважении к учителю. Именно поэтому младшая дочка названа именем моей любимой учительницы немецкого языка Натальи Ивановны Котовой.

Когда старшая дочка, которая получила имя самого лучшего врача-акушера Елены Ивановны Вартановой, училась в начальных классах, у нас в доме постоянно звучала одна и та же фраза: «А вот Вера Ивановна говорит…» Причём, произносилось это всегда с широко открытыми глазами, с интонацией, не терпящей никакого  возражения и с такой уверенностью, словно об этом во всём мире знает только Вера Ивановна.

И мы соглашались с Верой Ивановной, что нельзя шить ржавой иглой, нельзя пить холодное после горячего и наоборот, а взрослых нужно уважать и всегда уступать им место в автобусе. Но самым главным было то, что эти широко открытые детские глаза светились любовью и уважением к своей первой учительнице.

Мне как-то больше по душе приходится слово «учитель», ни педагог, ни преподаватель, а только учитель, потому что именно в этом слове и есть вся суть учительской профессии. Мой самый любимый день в году – День знаний, мой самый любимый праздник – День учителя, мой главный человек в обучении моих детей – это Учитель!

Дома я никогда не брала на себя роль знатока всех школьных предметов и не отношусь к тем родителям, которые, по их словам, с лёгкостью могут помочь своим детям и задачу решить, и сочинение написать, и текст перевести с английского языка на русский, хотя в школе когда-то изучали немецкий язык.

Может быть, это и  так, но у меня на этот счёт есть своё мнение. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», но время, как известно, не стоит на месте и постоянно вносит в образовательный процесс свои учебно-методические новшества, в которых грамотно и профессионально может разобраться только учитель.

К слову сказать, становится как-то не по себе, когда о методике преподавания предмета рассуждает человек, совершенно далёкий от школьного образования. Почему-то учитель не указывает агроному на сроки проведения агротехнических работ в школе…

Если при подготовке домашнего задания возникали какие-то трудности, я не торопилась со своими объяснениями и черновиком, а ещё раз напоминала о том, что нудно внимательно слушать учителя на уроке и со всеми вопросами обращаться только к учителю. Учитель обязательно поможет выполнить задание. Постепенно девочки привыкали к ответственности, обязательности, самостоятельности в учёбе, где единственным помощником для них был учитель.

Никогда я не приучала своих детей к своему непосредственному присутствию за столом при выполнении домашнего задания. Я считала, что таким образом я не столько помогу ребёнку, сколько обнадёжу его на то, что дома ему будет кто-то помогать и, надеясь на эту помощь, он просто-напросто забросит учёбу, а неусвоенный учебный материал растёт как снежный ком, в итоге предмет запущен, ученик – в неуспевающих.

В своё время мне довольно легко давались школьные предметы гуманитарного направления – чтение, письмо, русский язык, литература, история, немецкий язык. А вот с арифметикой всегда была беда.

Моя мама, имея семилетнее образование, как могла, решала мне на черновике арифметические задачи и примеры, а я переписывала их к себе в тетрадь, даже не вникая в их смысл. Если мама в обеденный перерыв задерживалась на работе, я бежала туда к ней с учебником арифметики, чтобы успеть решить задачу и не опоздать в школу во вторую смену. Благо, что всё было рядом, в центре – и мамина работа, и наша школа-восьмилетка, и наш дом.

Но со временем даже по арифметике задачи становились всё сложнее и сложнее, а потом появились алгебра и геометрия. Мама их не понимала, я тоже, для меня начались настоящие математические мучения.

Я очень признательна моим учителям-математикам Валентине Ильиничне Бубновой, Виктории Васильевне Морозовой и Валентине Андреевне Титовой за понимание и учительское терпение, потому что, например, при решении уравнения по алгебре я выносила за скобки даже то, что никогда не выносится, а по геометрии я могла  вызубрить теорему и даже доказать её у доски, если не перепутаю вершины треугольника, но как эту теорему применить к решению задачи – для меня так и осталось загадкой.

- Мама, ну, как можно получить «удовлетворительно» по «Алгебре и э-ле-мен-тар-ным функциям?». Оказывается, можно, если следовать сюжету известной детской песенки «Папа решает, а Вася сдаёт».

Поэтому когда мои дочери начали учиться в школе, я пошла, как говорят в математике, от обратного. Я не писала им никаких черновиков, не проверяла ни одного упражнения, не исправила ни одной ошибки, но девочки всегда знали, что письмо должно быть грамотным, а почерк – красивым и аккуратным. У каждой из них почерк похож на почерк их первых учительниц - Веры Ивановны Колесниковой и Татьяны Михайловны Архиповой.

Только по одному школьному предмету я могла действительно помочь – это немецкий язык. Но за всё время обучения в школе за помощью ко мне не обратилась ни старшая, ни младшая дочь, потому что у каждой был свой учитель – Антонина Александровна Выползова и Эльза Христовна Генинг.

Не только по немецкому языку, но и остальным предметам, девочки приходили из школы уже подготовленные к выполнению домашнего задания, и необходимость в чьей-то помощи отпадала сама по себе.

Учёба – это нелёгкий труд, и только благодаря своим учителям мои дочери успешно справились с ней. Я горжусь тем, что они – выпускницы Целинной средней школы им. Н. Д. Томина.

Младшая дочь Наталья – человек творческий, окончила Целинную детскую школу искусств. Я считая, что ей выпала огромная честь учиться у Сергея Михайловича Кузнецова, прекрасного, самобытного художника, талантливого преподавателя, мудрого наставника.

Творчество Сергея Михайловича всегда завораживает, каждая картина просто оживает на глазах. Своих учеников Сергей Михайлович учит тому, что живёт в его сердце, - видеть прекрасное рядом. Соприкоснувшись с этим прекрасным, уже невозможно расстаться с ним. Поэтому Наташа своё профессиональное образование получила на основе художественных знаний, умений, навыков, которыми щедро делится Сергей Михайлович со своими учениками.

Окончив Южно-Уральский государственный  институт искусств им. П. И. Чайковского по специальности «Художник-мастер» и Челябинский государственный институт культуры по специальности «Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства» хочется искренне надеяться, что Наталья достойно продолжит дело своего Учителя.

Ни одна из моих дочерей не выбрала для себя профессию учителя, но меня это обстоятельство нисколько не огорчает. Главное, что девочки получили хорошее школьное и профессиональное образование, определились с выбором профессии и стали самостоятельными людьми. Я благодарна своим учителям за то, что я работала с чужими детьми, не опасаясь, что кто-то упрекнёт меня в невоспитанности моих собственных детей.

Я с уважением отношусь к любой профессии и специальности, но всегда уверена в том, что всё начинается с учителя, с тех, казалось бы, простых грамматических упражнений и элементарных арифметических задач, которые обучают ученика не только грамоте и счёту, но и воспитывают у него важные личностные качества, необходимые для решения серьёзных жизненных задач.

Галина САФОНОВА,

селькор,

с. Целинное

Комментарии

Все новости рубрики Образование