Сторона Целинная, православная

Туристический маршрут

Православие на Целинной земле имеет длительную и насыщенную историю. Мы откроем лишь некоторые её страницы

На Руси строительство любого поселения сопровождалось возведением храма, церкви или часовни. Все храмы посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. В нашем небольшом путешествии мы расскажем о церквях с многовековой историей, находящихся на территории Целинного округа.

Село Усть-Уйское. Первая церковь основана в 1744 году. Это был временный деревянный храм в честь Рождества Христова. В 1821 г. построен уже каменный (белый) Христорождественский храм.

Первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это, так называемая, Белая церковь. Огороженная стенами в 3 м толщины и 4 м высоты, она была неприступной. Говорят, здесь во время набегов киргиз-кайсаков прятались жители всего поселения. Позднее, когда опасность набегов миновала (2-я половина 1860-х годов), ограду вокруг церкви заменили на более красивую. Фундамент выложили из кирпича, и на нём возвышалась чугунная с узорами ограда.
Второй храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Красная церковь) был выстроен из красного кирпича в 1910 году на средства местного купца и предпринимателя Мартына Кузьмича Краснопеева. С восточной стороны здание завершалось полукруглой апсидой. Перед каждым входом в храм возвышалось крыльцо. Высокий барабан, несущий главу и венчающий церковь, прорезан узкими полуарочными окнами, обрамлёнными резными арками. К храму примыкали трапезная и очень высокая четырёхъярусная колокольня, также с грушевидной главой.

В первозданном виде церковь была великолепна. Поражало богатство внутреннего её убранства. Было множество старинных икон, обрамлённых позолотой, врата Господни отделаны были резьбой по дереву и покрыты позолотой. Весьма просторный и высокий зал перекрыт пологим сводом. Вдоль стен и на потолке – фрески, рассказывающие о жизни святых, библейские сюжеты из жизни Христа – всё это заставляло восхищаться.
В большие церковные праздники с купола опускалась огромная хрустальная люстра, на которой зажигались свечи, что придавало ещё большую торжественность и праздничность. В Пасху открывались все три двери церкви: на юг, запад и север. При церкви имелся хор певчих взрослых и детей.
Стоит церковь и сегодня полуразрушенная, но величавая и гордая. До сих пор внутри на её стенах сохранились фрески, почерневшие от гари и копоти, грязи и пыли.

Церковь Троицы Живоначальной в с. Становое. Предположительно, она открылась в 1701 году. Этот год выложен кирпичом на одной из стен храма. Современное сохранившееся здание построено в 1826-1831 гг.
Храм в классическом стиле – высокий параллелепипед основного объёма, перекрытый низким четырёхгранным куполом, с одной главой на цилиндрическом барабане. Полукруглая апсида, трапезная и притвор с колокольней равны по ширине основному объёму.
В 1921 году церковь была закрыта, купала сняты. Храм превратился в избу-читальню, а затем переименован в клуб. Со временем культовое сооружение обращено в склад и заброшено. Колокольня, кроме первого яруса, полностью утрачена. Архитектурный декор фасадов уничтожен.

Каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Половинное. Она возведена в 1863 году на месте деревянной часовни, которая была построена на одном из берегов озера первыми переселенцами.
Здание церкви утопало в зелени фруктовых деревьев. Была обнесена красивой кованой оградой с мраморными столбами. Стены церкви были расписаны православными мотивами. Даже в наши дни просматриваются настенные изображения библейских старцев.

Долгие годы церковь находилась в разрушенном состоянии. Средств на поддержание церкви никогда не выделялись. В 2014 году инициативная группа села Половинного приступила к восстановлению Покровской церкви. 14 октября 2015 года в возрождаемом храме села Половинного прошёл молебен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К этому времени уже были установлены два купола, вставлены окна и двери, закрыта крыша алтаря, настлан пол. Внутри церкви появились иконы, в том числе и храмовая икона в честь Покрова Божьей матери и подсвечники.
В начале октября 2018 года в церкви Покрова Пресвятой Богородицы произошло знаменательное событие: установлен иконостас. Сейчас церковь внесена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Деревня Чертово. Здесь одна улица, на которой много старых разрушенных и опустевших домов. На окраине поселения находится небольшая часовня-памятник, внутри которой есть табличка с именами участников Великой Отечественной войны.

Достопримечательностью села Сетово является крупная одноглавая часовня иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Храм имеет двускатную крышу с притвором с запада. Отдельно выстроена звонница. Приписана к церкви Богоявления в с. Усть-Миасское Каргапольского района. Часовня построена в 2008-2010 гг. местным фермером Анатолием Дмитриевым на собственные средства.
С 2014 года православный приход официально зарегистрирован, как религиозная организация Курганской и Шадринской епархии Русской православной церкви.
В 2019 году в часовне появился новый купол небесного цвета, увенчанный позолоченным крестом. Его изготовил благотворитель из Башкирии в городе Трёхгорном Челябинской области в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».
Каждые выходные и праздничные дни прихожане православного прихода в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» открывают двери своего небольшого храма, чтобы всем вместе собраться на соборную молитву.

На окраине села Казак-Кочердык стоит церковь Вознесения Господня. Она построена в 1870 году из красного кирпича в русско-византийском стиле. Освящена в 1874 году. Возведена была стараниями простых людей, делавших пожертвование в течение многих лет. В тридцатые годы XX века церковь закрыли
Долгое время храм Вознесения Господня находился среди забытых церквей Зауралья. В 1990 году инициативная группа во главе с Черкасовым А. В. вывезли из храма мусор, забили окна, подлатали двери и начали сбор средств на восстановление. Огромную помощь оказали потомки псаломщика церкви
Иуса Филиппа Марковича, 1876 года рождения. Внуки приехали в село, где жил их предок, пообщались с жителями и решили общими усилиями возродить храм к жизни. И когда поступила ощутимая денежная сумма, у населения появился реальный шанс восстановить храм. Разработали устав, избрали Приходской совет. С 2011 года началось постепенное восстановление церкви. В настоящее время основной ремонт произведён, храм стал украшением Казачьего.

В селе Целинном (ранее Ново-Кочердык) здание храма Михаила Архангела было заложено в 1853 году. Его строительство велось на средства прихожан, число которых составило 822 человека.
В 1856 году строительство храма завершили. Это было пятиглавое здание, без колокольни, среднее из них каменное, прочие на углах – деревянные. Церковь снаружи и внутри было оштукатурена, покрыта железом и окрашена белою краской. Кресты на главах были деревянные, обиты белой жестью. Три деревянных двери с засовами и замками также обиты жестью и выкрашены. Внутри здания были сложены две кирпичные печи, положены сосновые полы, вык¬рашенные охрою на масле.
Освящение храма состоялось 1 августа 1863 г. в честь Михаила Архангела.
В 1912 году при церкви были четыре школы, две из них церковно-приходских, где обучали детей арифметике и грамматике и божьим законам. Ещё ранее (1881 г.) в приходе имелась обширная библиотека. Церковнослужители жили чаяниями и проблемами своих прихожан.

Более пятидесяти лет церковь действовала, в ней велись службы. После революции 1917 года храм разделил судьбу тысяч российских храмов. Здание храма, после его закрытия переоборудовали в дом культуры. В середине 90-х годов прошлого века здание храма возвратили церкви с помощью прихожан. Началось его восстановление. В это же время здесь возобновились богослужения.
В настоящее время это комплекс из двух приспособленных зданий, к одному из которых пристроена небольшая апсида, увенчанная главкой, к другому – колокольня, сложенная в виде двухъярусной башенки из серого кирпича с отделкой из красного камня.

К сожалению, не все страницы истории храмов Целинного округа изучены. Собрать и сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю храмов – наш долг. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Татьяна ДЕМИДОВА,
ведущий библиограф Целинной центральной библиотеки

Комментарии

Все новости рубрики Культура и спорт