Каждый выбирает свой путь, выращивая пшеницу, овес, ячмень, лён, гречку, подсолнечник в нашей зоне рискованного земледелия.
Одни для получения хороших урожаев активно применяют химию: минеральные удобрения, регуляторы роста, протравители, пестициды, гербициды и прочие и проводят минимальную обработку почвы.
Другие предпочитают выращивать экологически чистую продукцию без использования химических веществ и находят свои рынки сбыта, часто за рубежом.
Третьи действуют по принципу «золотой середины»: минимальное использование химических препаратов и достаточная обработка почвы.
В крестьянско-фермерском хозяйстве Бардаковой Е. Н. выращивают зерно методами экоземледелия, сюда приезжают специалисты из ближнего зарубежья, чтобы взять образцы почвы, обследовать КФХ: соответствует ли оно европейским стандартам, не испорчено ли химическими удобрениями и подтверждает ли статус органического. Что это дает фермеру? Ответ на этот вопрос мы нашли, пообщавшись с Максимом Николаевичем Бардаковым.
Тема выращивания экологически чистого зерна давно интересовала фермера. Михалевские поля, расположенные вдали от густонаселенных пунктов и промышленных предприятий, не испорченные агрохимикатами, подходили под это понятие. И Максим Николаевич не ошибся. Получив сертификат экологического хозяйствования (или «Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке изделий и продуктов питания»), ему удалось реализовать выращенное зерно за рубеж по цене в два раза дороже, чем принимали на российских рынках.
- Потом решил создать кооператив экопродуктов. Единомышленников нашёл в Чувашии, Самаре, Саратове, Ульяновске. Ведущая кампания по закупу органики в Европе с места забирала наш урожай. В 2017 году таким способом удалось реализовать всю выращенную пшеницу, половину урожая льна, подсолнечника, ячменя. Считаю, что этот рынок очень перспективный. За рубежом есть спрос на экологически чистое, здоровое питание. Например, во Франции во всех школах, детских садах закупается только продукцию, имеющию сертификат «био». Наша задача – получить этот самый сложный экосертификат, который откроет для нас еще большие возможности, - рассказывает М. Н. Бардаков.
Переход на производство биозерна занял несколько лет. И только в этом году в хозяйстве удастся полностью отказаться от минеральных удобрений, почвоулучшителей, стимуляторов роста растений, фунгицидов, гербицидов, протравителей и других ядохимикатов.
- При обработке почвы, вместо отвальной пахоты плугом, мы применяем дисковые бороны. Так мы заботимся о почве, уменьшая её эрозию и сохраняя структуру. Этот способ также позволяет сберечь влагу, которая необходима в засушливое время. С сорняками мы боремся только на паровых полях, применяя механическую обработку почвы, - рассказывает Максим Николаевич.
В хозяйстве благодаря опытному агроному Дмитрию Васильеву пришли к классическому севообороту, заметив, что при таком подходе к делу и урожаи в два раза выросли, и сорняки уменьшились. На сегодня здесь имеется карта севооборота в электронном виде за последние пять лет, распланированная на ближайшие три года.
На весенне-полевых работах задействовано 7 посевных комплексов, трудятся опытные механизаторы Вячеслав Зубков, Анатолий Салиш, Владимир Щербин, Николай Полетаев, Сергей Соколов, Юрий Богаев и Сергей Борисенко. Всего же в КФХ работают около 40 человек.
- В планах построить цех по переработке органики в Чувашии, там трудится мой единомышленник. Полученные комбикорма можно реализовывать по хорошей цене на рынках зарубежья. Нужно ставить цель и идти вперед. А дорогу осилит идущий, - делится собеседник.
Наталья Калугина
На снимке слева направо М. Бардаков, В. Шатских, Д. Васильев.
Фото Игоря Шепелева
Комментарии